Сайт учителя Билявской Натальи

Среда, 15.08.2018, 14:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД средствами ОС "Школа 2100"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
 «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Республика Карелия

 

Формирование УУД 
средствами ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)


                                           Автор: Билявская Наталья Витальевна 

В начальной школе закладывается «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать и считать, но и «научить учиться».  Поэтому выбрала тему по самообразованию «Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100». 
Этапы работы над темой по самообразованию: подготовительный, теоретический, практический, первичное подведение итогов, анализ.
 Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.  
Внимательно изучила книгу А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100), работы коллег по формированию УУД в начальной школе. 
 «Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
 Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. 
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. 
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. 
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 
          Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания.
Уроки  русского языка нацелены на  личностное   развитие ученика, у него  формируется представление о единстве и  многообразии   языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.
Этот же предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». 
В  процессе освоения системы понятий и правил у  учеников  формируются и  познавательные универсальные учебные действия.
Уроки «Литературного  чтения» способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» .     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств..
А формированию познавательных  универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений   помогает у учащихся формировать  коммуникативные действия.
Уроки  «Окружающего мира» обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.  Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. 
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности» .  В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии» , данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.
В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический. 
Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие  универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет «Риторика» направлен, на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.
Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности 
(инструкции, конкретные рекомендации. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).                                  УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.
1.    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.
2.    Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3.    Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
4.    Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
5.    Педагогическое сопровождение этого процесса  осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио,  который является  процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
6.    Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.
 Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах. Провела задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Результаты показали высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий. 
 С целью выявления уровня сформированности личностных УУД провела анкету «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004). Результаты показали, что ребята осознают правила поведения в обществе, выражая личностное отношение к тем или иным поступкам.
Формированию УУД способствует участие ребят в проектно – исследовательской деятельности. Работая по  проекту «Мы – пешеходы», ребята познакомились с правилами дорожного движения (познавательные УУД), работники ДПС провели практикум «Как переходить улицу» (регулятивные УУД), агитбригада «Светофор» выступила перед учениками первых классов (коммуникативные, личностные УУД).
 В дневниках учащихся ОС «Школа 2100» предусмотрена работа по выставлению самооценки за каждый урок. Ребята анализируют уровень сформированности УУД в конце каждой четверти, заполняя специальные страницы дневника. 
 Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
 Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников
будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Список литературы  и интернет – источники: 
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 - 151 с. 
2. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100) / Вахрушев А.А. и др. - Режим доступа: 
http://buynaksk1.dagschool.com/storage/files/2.Programma_UUD_pravlennay.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: NATASCHA60 (21.04.2014) | Автор: Билявская Наталья Витальевна E W
Просмотров: 2545 | Теги: Универсальные учебные действия, формирование, Школа 2100 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Пожелание

Событие

День недели

Категории раздела

Мои статьи [5]

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Сайт

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0