Ι. Актуализация знаний.
|
- Минутка чистописания
- Какое событие будет проходить в нашей школе на этой неделе?
(Декада русского языка)
- Будут проводиться различные конкурсы, соревнования, КВНы.
Слайд 2
И начнём мы сегодня урок с соревнования в конкурсе «Обладатель золотого пера». Как вы понимаете, кто такой «Обладатель золотого пера»?
(Это человек, который пишет, выполняя все требования каллиграфии: красиво, правильно).
- Вы будете соревноваться со всеми третьеклассниками. Вам даны тексты, прочитайте их про себя:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн
- Прочитайте вслух.
- Как понимаете эти слова А.И.Куприна, какой русский язык?
- Напишите эту цитату на листочках красиво, аккуратно. Листочки подпишите.
- Подчеркните орфограммы.
Слайд 3
- Что такое орфограммы?
(Если дословно переводить с греческого языка, то получится словосочетание «правильно пишу». Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка.
- орфограммы - это правила написания слов)
- Работа в тетради:
– Откройте тетрадь.
– Дата? (20 сентября.)
– Напишите: «Классная работа».
А) Словарная работа.
Проверим, как вы помните изученные словарные слова. Ученики по очереди пишут у доски:
Чувство, праздник, жужжит, аккуратный, килограмм, шоссе, комната, сумма, пассажир, вокзал, квартира, сапоги.
- Подчёркиваем орфограммы. Можно ли их проверить?
Слайд 4
- Значит, орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые.
|
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
|
Раота в учебнике
Слайд 5
– Прочитайте ключевые слова темы на с. 85.
– Сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов.
Слайд 6
- Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
- Цель:
– развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, ъяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.
|
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
ΙII. Развитие умений – применение знания.
|
- Слайд 7
Приглашаем всех в большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.
- Орфограмма - буква парного согласного в корне слова
- Орфограмма - буква удвоенного согласного в корне слова
- Орфограмма - буква непроизносимого согласного в корне слова
Слайд 8
Аллея, рукав, солнце, масса, гладкий, звездный
- Разделите слова на группы
- Самопроверка после выполнения задания: у кого правильно, на полях +
- Буквы каких согласных ПРОВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ? (Можно ли проверить буквы удвоенных согласных?)
- Как поступаем? (Слова с удвоенными согласными нужно запомнить) стр. 67
- Давайте сравним, как проверять буквы парных и непроизносимых согласных.
Слайд 9
Работа в учебнике
- Сравнение алгоритмов: стр. 48 и стр. 74 (Ребятам даны таблицы с алгоритмами – Приложение 1)
Слайд 10
- Таблица:
- Произношу, слушаю
- Подбираю проверочное слово
- Пишу букву
- Графически обозначаю
- Вывод: стр. 83
Слайды 12, 13, 14
1. Самодиктант. Упр. 97 – совершенствуется умение определять вид орфограммы в словах, применять обобщённое правило написания, подбирать слова с тем же видом орфограммы.
– Прочитайте слово под цифрой 1. Какая орфограмма обозначена? (Непроизносимый согласный в корне слова.) Назовите другие слова с этой орфограммой.
Ученики самостоятельно записывают 2–3 слова, обозначают орфограмму. Затем записывают слова с орфограммами-проверяемыми буквами согласных в конце слова, в середине слова, с удвоенными буквами согласных в корне.
Взаимопроверка.
– Какие орфограммы мы проверяем одним и тем же правилом?
2. Письмо по памяти. Упр. 95 – развивается умение находить слова с орфограммами-буквами согласных (непроизносимых и в конце слова).
- Прочитайте задание самостоятельно
- вслух
- Что нужно сделать?
- Пишем по памяти
- Работа в парах: взаимопроверка или самопроверка по выбору учеников
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Удалось ли выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.
3. Работа в группах:
- Вставьте пропущенные орфограммы в словах (дать фломастеры)
1 группа: мес…ный, здра…ствуй, ро … кий (б\п), те…аса, праз…ничный.
2 группа: поз …няя, трос … ник, лё … кий (г\к), жи …кий (д\т), кро… овки.
3 группа: счас … ливый, окре … ность, хо … ей, ко … ти (г\к), замёр …(з\с)
4 группа: чу … ство, звёз … ный, ко … ектив, поги … (б\п), подру … ка (ж \ш)
5 группа: сколь … кий (з\с), коро … к а (в\ф), прелес … ный, опас…ный, Кири…
6 группа: шар… (ф\в), ни…кий (з\с), жу …ат, кро … ворд, интерес…но.
- Проверка работ: отчёт группы у доски с называнием проверочных слов
|
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|