Мастерская письма
«Жизнь – радуга»
(4 класс)
Автор Французской мастерской письма:
Степанова Галина Васильевна –
методист ИУУ Республики Карелия
Мастерскую письма провела
Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
г. Лахденпохья Республики Карелия
Цели:
Коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности.
Развивать потребность в общении, желание поделиться своими мыслями.
Формировать нравственные качества личности на примере литературных героев.
Учить писать сочинения – рассуждения.
Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран, магнитофон, музыкальная композиция «Одинокий странник».
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Оборудование: квадратики основных цветов радуги, фломастеры или цветные карандаши, двойной листок в линейку – у каждого ученика.
Продолжительность – 1,5 урока без перерыва.
К уроку подготовлена презентация, которую учитель может использовать на уроке. Возможно проведение урока без использования презентации, т. к. это может снизить психологический настрой на уроке.
I. Организационный момент.
II. Тема урока, цели: Сегодня у нас не просто урок, а Мастерская письма. (Слайд 1)
Что значит Мастерская письма? Будем сочинять, творить, размышлять и, как результат, напишем сочинение – размышление, тему которого вы выберете сами. В Мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется. (Слайд 3)
III. Ход урока:
1) Индуктор: Напишите красиво своё имя на листочке фломастером. Выберите ваш любимый цвет.
2) Покажите квадратик вашего любимого цвета.
3) Много цветов радуют глаз, душу, сердце человека. Давайте представим эти цвета: покажите квадратик, какого цвета, по –вашему
- лето - ?
- солнце - ?
- дождик - ?
- небо - ?
4) Отгадайте загадку: (Слайд 4)
Ах, надо же было
Такому случиться:
Семь перьев в пути
Обронила жар – птица.
А ветер нашёл их,
Присвистнул: «Откуда?
Кто здесь потерял
Семицветное чудо?»
Собрал, разложил
В вышине полукругом
И вспыхнуло…чудо
Ярко над лугом.
А.Берестов
- Что это за чудо? Какого цвета семицветное чудо?
5) Нарисуйте на листочках радугу цветными карандашами.
6) «Афиширование» работ: покажите работы друг другу.
7) Рядом с радугой запишите слова в столбик, что вы представляете, когда звучит слово «радуга», какие чувства испытываете. (Коромысло, дуга, разноцветная…) (Слайд 5)
8) Социализация: Прочитайте, какие слова написали, дополняйте те слова, каких у вас нет. (Слайд 6)
У каждого человека самое дорогое – это жизнь. У большого – большая жизнь, у маленького – маленькая жизнь. У каждого – единственная жизнь, разноцветная, пёстрая, похожая на радугу. Радуга проживает короткую, но яркую жизнь. В жизни много цветов и оттенков, как у радуги.
Какого цвета радость –
горе –
хороший человек -
злой человек – ?
Жизнь проходит полосами: то всё хорошо, прекрасно –светлая полоса, светлые краски, то вдруг какие – то горести, неудачи – тёмная полоса, тёмные цвета. Одна полоса сменяет другую, жизнь не стоит на месте.
Значит, жизнь - это радуга.
- Подчеркните главное слово у себя на листочке. Главное слово – жизнь. Сегодня мы поговорим на тему: Жизнь – радуга. (написать на доске)
9) Релаксация: (тихая спокойная музыка) Заглянем в себя, в свою маленькую жизнь, в свои глаза. Почувствуем себя. Увидим и услышим себя. (Слайд 7)
Слегка приспустим верхние веки так, чтобы они были видны. Заметим дрожание ресниц. Остановим дрожание (посмотрев чуть – чуть вдаль, в небо). Зажмурим глаза. Заглянем в себя. Кто я? Какой я? Каким я себя чувствую?
10) Запишите «Я»
Кто? Какой?
Сын добрый
Ученик смелый …
11) Социализация: В ходе разговора дополняйте записи, если это относится и к вам (друг, спортсмен, красивый,…)
12) Перелистайте картины вашей маленькой жизни. Я называю картину, а вы пишете слова, которые у вас возникают (Слайд 8)
Мой дом –( мама, папа, семья, любовь, кот, радость, сундук, класс)
Праздничный стол – (салат из крабовых палочек, торт, друзья, цветы, веселье).
Новый год – (ёлка, салют, Дед Мороз, подарки, праздник, счастье)
У костра – (озеро, закат, варёная картошка, друзья, игры, огонь).
Интересная книга – (удовольствие, любопытство, восхищение, сочувствие, восторг, страх, интерес, счастье, «как будто сам путешествуешь», вампиры, магия притягивания, «как будто я сама умею колдовать», («Гарри Поттер», «Таня Гроттер», книги Э.Успенского, «Приключения Буратино» и т.д.)
Любимая песня – (Серёга, «Фристайл», хочется танцевать, веселье, адреналин, «я, как в раю»).
Школа – (второй дом, друзья, знания, радость, учителя, скука, захватывающее путешествие, труд, учёба, «иногда лень делать уроки», автобус).
У вас получились разные картины вашей маленькой жизни.
13) «Мир, ты сложен и прекрасен».
Искренне ответьте на поставленные вопросы: (Слайд 9)
Что я люблю в себе? –( скромность, мужской характер, дружбу, мастерство смешить людей, бесстрашие, смелость, честь, доброе сердце, любовь, честность, умение танцевать брейк – данс, играю в баскетбол, упорство, умение настоять на своём, артистизм, ум, трудолюбие, хитрость, художественность, всё,сочувствие, гибкость тела, настойчивость, убирать комнату, мыть посуду).
Моё настроение чаще? – (хорошее, серьёзное, весёлое, радостное, грустное, тоскливое, потухшее, доброе, среднее, изменчивое…)
Свет в моей жизни? – (мама, семья, друзья, кошка, собака, школа, учитель, компьютер, художественная школа, футбол).
Моя печаль? –( смерть человека, нет мамы, «двойки», ссора с подругой, когда другу больно, когда обзываются, когда умер папа, меня никто не любит, со мной не дружат, когда я огорчаю маму).
Моя радость? – (пятёрки, друзья, мама, папа, когда вся семья вместе, школа, компьютер, родившийся братик, радует жизнь, когда всё идёт хорошо).
Для чего я живу на свете?
14) Какой вопрос оказался самым трудным? (Для чего человек живёт на свете?) Ответьте на этот вопрос после того, как прослушаете СКАЗКУ.
Сказка из книги В. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека?» (Читать под музыку – композиция «Одинокий пастух»).
«Есть народная сказка о Человеке – Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время переезжал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек – Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит , поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:
- Отец, покажите мне, что Вы сделали собственными руками?
Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:
- Может, это Вы посадили дуб?
Наклонил голову отец, молчит.
Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:
- Может, это Вы вырастили колос?
Ещё ниже наклонил голову отец, молчит.
Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
- Отец, скажите мудрое слово…
А Человек –Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже наклонил голову и молчит… Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветёт она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт».
(Дополните свои записи)
15) Дополните свои записи, прослушав отрывок из произведения В.Сухомлинского: (под музыку - продолжение композиции «Одинокий пастух») (Слайд 10)
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след – вечный.
Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. Мы живём для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей».
16) Социализация: Для чего человек живёт на свете? Зачитайте свои ответы, дополните их теми ответами, с которыми вы согласны. (Слайд 11)
чтобы нести людям радость
чтобы не быть пустоцветом
хочу стать настоящим человеком
чтобы защищать Родину
чтобы радовать маму
чтобы продолжить свой род
я живу для себя
чтобы делать добрые дела
чтобы дарить радость
чтобы не быть сорняком
оставить после себя след
чтобы узнавать новое
для мамочки и папочки
Я живу на свете ради мамы!
чтобы кушать, ходить в школу, быть всегда со всеми
чтобы жить!
чтобы вырастить сына или дочь
Вывод: Вы только что начали жизнь. Перед вами будущее. Вам пахать землю и строить дома, защищать свою Родину. Во всём вы оставите частичку своей души, разума и таланта. Но как величайшего горя бойтесь прожить свою жизнь пустоцветом. Мы долхны так прожить, чтобы оставить на земле после себя яркий след: учитель – умных и добрых учеников, строитель – дома, мосты, инженер – самолёты, автомобили, ткачиха – красивые ткани. А отец и мать – достойных детей!
17)Чтение стихов учителем под музыку. Задание: выбрать и записать самые близкие слова, сравнения о жизни. (Дети пишут по ходу чтения) (Слайд 12)
Жизнь похожа на ранний дождь,
Быстрый, шумный, отважный.
Пролетела, и не найдёшь капли, -
сгибни от жажды!
Жизнь похожа на злой огонь,
На пожар басурманий,
Отпылает, как чей – то конь
Вдруг проскачет в тумане.
Жизнь – призванье, чёрный быт.
Жизнь – и край, и планета,
Всё, и даже цокот копыт –
Звонок в памяти где – то.
Всё, от солнышка до ростка,
Нянчено синевою.
Жизнь, ты вечна и так близка,
Плата – лишь головою.
18) Социализация: Назовите слова, выражения, которые вы записали и продолжите список слов, что для вас жизнь. (Жизнь – радость, счастье, огонь, красота, любовь …)
19) Что вас волнует сейчас в жизни? Ваши мечты? Добавьте слова, без которых вы не мыслите своей жизни. (Дружба, семья…)
- Перечитайте все слова. Выберите самое главное – самое важное для вас слово, подчеркните его. Запишите это слово посередине.
- Напишите сочинение на выбранную вами тему. (Темы - Дружба. Семья. Жизнь вечна.) (Слайд 13)
20) Чтение сочинений по желанию. (Слайды 14 – 20 – отрывки из сочинений учеников 4а класса Лахденпохской средней школы)
21) Рефлексия:
- Твоё состояние во время работы?
- Кто себя чувствовал хорошо, свободно?
- Кому было трудно выражать свои мысли?
Литература:
1. В. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека?» - М, Просвещение, 1886
1
|