Четверг, 25.04.2024, 19:59
Сайт учителя Билявской Натальи
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Уроки [10]
Авторские разработки уроков
Методическая работа [7]
Тема по самообразованию
Материалы МО [1]
План, протоколы, отчёты
Внеклассная работа [16]
Сценарии, презентации
Тематическое планирование [1]
УТП по предметам
Проекты [9]
Проекты учеников Билявской Н.В.
ВПР 4 класс [3]
Материалы для подготовки к ВПР 4 класс
Контрольные работы 1 - 4 класс [0]
Контрольные и диагностические работы 1 - 4 класс
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование орфографической зоркости средствами учебника М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония")
[ Скачать с сервера (6.80 Mb) ]03.07.2014, 12:11

Слайд 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА М.С.СОЛОВЕЙЧИК, Н.С.КУЗЬМЕНКО   «К ТАЙНАМ НАШЕГО ЯЗЫКА» (УМК «ГАРМОНИЯ») 

Из опыта работы
 Билявской Натальи Витальевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
г. Лахденпохья Республики Карелия
2010 г.

Слайд 2 : Орфография - это 

  • исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 
  •  правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 
  •  соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 
  •  часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. 

Слайд 3: Основные принципы русской орфографии: 

 

  • морфологический
  •  фонетический
  •  традиционный

Слайд 4: Морфологический принцип:     предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. Морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково. 

Слайд 5: на морфологическом принципе основано: 
1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных со-гласных в корнях слов: сад [сат], сады [с. ды], садовод [cадавот], ход [хот]; 
2) правописание приставок, исключая приставки на з-: поиграть [паиграт], пропустил [прапустил], заход [захот]. 
3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в - горади], над столом [нат – ста]; 
4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък]; 
5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj]; 
6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ]. 
7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, на-чинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь]. 

Слайд 6: Фонетический принцип:

Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко - буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак». Все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими. 
 Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. 

Слайд 7: М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 
 увидеть орфограмму в слове; 
 определить ее вид
 определить способ решения задачи
 определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 
 решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 
 написать слово в соответствии с решением задачи. 

Слайд 8: 

Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.

 Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил. Это становится возможным тогда, когда уже достаточно хорошо отработаны умения: ставить ударение и производить звуковой анализ слов. 

Слайд 10: Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. 
Почему первоклассники так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем они не замечают многих орфограмм? Да потому, что не умеют устанавливать последовательность звуков, свободно распознавать ударные и безударные гласные и т.д. 
Чтобы решить эти проблемы письменной речи, нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент – от его качества в значительной степени будет зависеть успешность последующего обучения орфографии.

Слайд 11 - 14: Формирование фонетических умений  требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений: 

  •  соотнесение слова и схемы
  •  выявление на слух фонетических признаков, которыми различаются слова: 

 пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель

 замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.)

  •  исправление ошибок в фонетических моделях
  •  Что слышишь? Узнавание «рисующих» звуков 

Слайд 15: 

К концу периода обучения грамоте первоклассники должны уметь достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделять отдельные звуки и определять их характер: 
 гласный – согласный

 гласный ударный – безударный 

согласный твёрдый – мягкий, звонкий – глухой

 согласные парные – непарные (по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости)

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая работа | Добавил: NATASCHA60 | Теги: формирование орфографического навык
Просмотров: 843 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 1.0/1
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024