Пятница, 19.04.2024, 22:46
Сайт учителя Билявской Натальи
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Уроки [10]
Авторские разработки уроков
Методическая работа [7]
Тема по самообразованию
Материалы МО [1]
План, протоколы, отчёты
Внеклассная работа [16]
Сценарии, презентации
Тематическое планирование [1]
УТП по предметам
Проекты [9]
Проекты учеников Билявской Н.В.
ВПР 4 класс [3]
Материалы для подготовки к ВПР 4 класс
Контрольные работы 1 - 4 класс [0]
Контрольные и диагностические работы 1 - 4 класс
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование орфографической зоркости средствами учебника М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония")
[ Скачать с сервера (2.93 Mb) ]03.07.2014, 10:07

Формирование орфографической зоркости  средствами   учебника

М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко  «К тайнам нашего языка»

 (УМК «Гармония») (см. ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ В ЗАКАЧКЕ)

Из опыта работы учителя начальных классов

 Билявской Натальи Витальевны

I. Актуальность: 

Проблема орфографической зоркости всегда вызывает интерес. Как помочь ребёнку грамотно писать? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только учителей, но и учеников, и родителей.

С 2004 года работаю по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко  «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония»). 

Познакомившись с учебным комплектом «К тайнам нашего языка», я увидела сильные стороны данного комплекта:

  • обучение безошибочному письму,
  • использование алгоритмизации при формировании орфографического навыка,
  • новые формы, приёмы при обучении младших школьников,
  • знакомство с новыми жанрами письменных произведений.

Познакомившись с методическими рекомендациями М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, решила подробно изучить проблему: «Формирование орфографической зоркости средствами учебника «К тайнам нашего языка». 

Орфография – это:

1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;

3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определен-ным правилам;

4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. 

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания. 

на морфологическом принципе основано:

1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных со-гласных в корнях слов: сад [сат], сады [с. ды], садовод [cадавот], ход [хот];

2) правописание приставок, исключая приставки на з-: поиграть [паиграт], пропустил [прапустил], заход [захот].

3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в - горади], над столом [нат – ста];

4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък];

5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];

6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ].

7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, на-чинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы. 

М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, слишком очевидна, чтобы ее необходимо было доказывать. 

Обучение грамоте проводила по «Азбуке» Н.М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого, Д.С. Фонина «Ассоциация XXI век» 2004г. Нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент – от его качества в значительной степени будет зависеть успешность последующего обучения орфографии. 

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений:

  •  соотнесение слова и схемы
  • выявление на слух фонетических признаков, которыми различаются слова:
  •  пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель
  •  замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.)
  •  исправление ошибок в фонетических моделях
  •  Что слышишь? Узнавание «рисующих» звуков

К концу периода обучения грамоте первоклассники должны уметь достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделять отдельные звуки и определять их характер:

  •  гласный – согласный
  •  гласный ударный – безударный
  • согласный твёрдый – мягкий, звонкий – глухой
  •  согласные парные – непарные (по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости)

Формирование фонетических знаний, умений по учебнику русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Тема: Звуки русского языка

1 класс (3 урока)

Цели:

  •  Систематизация фонетических знаний,
  •  закрепление умений учащихся,
  •  знакомство с транскрипцией (без введения термина), научить «записывать» слова  условными значками звуков.

Знакомство со звуко – буквенным разбором проходит во 2 классе в I четверти (7 урок).В 3 классе звуко – буквенный разбор усложняется: даётся характеристика каждого звука, обозначается значком, с которым ученики познакомились в период обучения грамоте.

При звуко - буквенном разборе продолжали пользоваться звуковыми схемами (несмотря на введение транскрипции) и в 1, и во 2 классах, т.к. ребята быстро и хорошо ориентировались в данных схемах. В 4 классе памятка звуко – буквенного разбора остаётся такой же, как и в 3 классе. Однако, в целях преемственности с 5 классом, посчитала необходимым отказаться от записи характеристики звуков значками. Учащиеся стали записывать словами характеристику каждого звука.

Выводы и наблюдения:

  • в течение 1 – 4 классов у учащихся сформировался достаточно высокий уровень развития фонетических знаний и умений
  •  научились выполнять звуко – буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно), объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества, правильно обозначать при письме твёрдость – мягкость согласных и звук  й
  •  однако учащиеся с нарушениями фонематического слуха испытывают трудности при выполнении звуко – буквенного разбора: в определении количества звуков йотированными гласными буквами е, ё, ю, я, определении «слабой» позиции согласного звука и т.д.

Н.С.Рождественский и М.Р.Львов трактуют орфографическую зоркость как умение обнаруживать и распознавать орфограммы.

В период обучения грамоте начала знакомство с самой распространённой группой орфограмм русского языка и формированием орфографической зоркости учащихся.

 «Орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (по выражению Г.Г. Граник) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Именно поэтому важно прежде всего научить детей ставить перед собой орфографические задачи, т.е. работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» местах, научились их находить в словах, приучились ставить орфографические задачи, а потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами решения орфографических задач. Нужно начинать работу по формированию орфографической зоркости в период обучения грамоте. Именно в этот период ребёнок начинает писать, и необходимо заложить основы осознанного отношения к трудностям письма. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» местах, научились их находить в словах, научились ставить орфографические задачи, а потом приступали к знакомству с орфографическим правилом как способу решения этой задачи. Следовательно, работу над орфографической зоркостью следует начинать до изучения основной части орфографических правил, т.е. до 2 класса.  

Первоклассники должны усвоить, что при письме можно доверять не всем звукам.

  •  Нельзя доверять безударным гласным
  •  Нельзя доверять глухому парному согласному звуку на конце слова
  •  Нельзя доверять парному согласному звуку перед другими парными согласными.

Первоклассники должны уметь:

  •  обнаруживать все «опасные места» в любой предложенной записи (в букваре, в прописях) и отмечать их (ставить точки под буквами).
  •  самостоятельно списывать
  •  осуществлять фонетико – орфографический разбор слов:

     1. фонетический анализ с составлением звуковой модели

     2. нахождение и обозначение в схеме «опасных мест»

  •  печатать отдельные места с «окошками», т.е. с пропуском орфограмм (после фонетико – орфографического разбора)
  •  осознанно пользоваться при письме изученными правилами.

Усваиваются эти знания и умения постепенно, с последовательным расширением. 

Первые «орфографические шаги» обычно связываются с изучением первых орфографических правил:

  • Оформление границ предложения
  • Раздельное написание слов
  • Большая буква в именах собственных.

Затем на фоне регулярно проводимой фонетической работы, освоения чтения и письма, графических норм можно перейти к новым «открытиям», к поиску новых «секретов» письма.

«Прописи» Бетеньковой Н.М. содержат материал, позволяющий познакомиться с признаками «опасных» мест в словах. В «Прописи № 1» на с. 15 (19 урок) ребята знакомятся с ударением.  В звуковых схемах нужно поставить ударение, а под схемой безударного гласного звука поставить точку. (Мы с ребятами говорили: «Зажечь огонёк опасности»). На этом уроке ученики знакомятся с тем, что безударному гласному звуку не всегда можно доверять. Так, например, в «Прописи № 4» с. 2, 3 на полях вынесена схема, предупреждающая об «опасном» безударном гласном в слове и парном согласном в середине слова Ученики сами должны найти эти «опасные» места в словах «столбы», «шутка», подчеркнуть их. При знакомстве с письмом буквы «Ж» (с. 8) даны слова с парными ж/ш на конце и в середине слова. Ребята задумываются, какую парную согласную писать в словах «кож/шка», «гараш/ж». Постепенно ученики сами говорят об «опасных» местах, "видят" их в словах.

Упражнения для развития орфографической зоркости первоклассников

Упражнения, выполняемые  на слух

  • Определение, есть ли «опасные места» в произнесённом слове, если есть – сколько, гласные или  согласные. Ответ ученики показывают карточками – светофорами.
  •  Фонетико – орфографический разбор: составление звуковой схемы и обозначение «опасных мест»
  •  печатание отдельных слов с «окошками», т.е. с пропуском орфограмм (после фонетико – орфографического разбора)
  •  запись слов и предложений под диктовку с предварительным                                              составлением слоговой  модели и указанием в ней   орфограмм.                                         

Упражнения, выполняемые при зрительном восприятии   дидактического материала

  • Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске, их обозначение
  •  Два вида чтения печатного слова: орфографическое (как написано) и орфоэпическое (как произносится), наблюдение за сходством и различием произношения и написания
  •  Письмо по памяти с предварительной орфографической подготовкой
  •  Списывание с выделением «опасных мест»

В период обучения грамоте и в дальнейшем на протяжении на протяжении всего учебного года  необходимо учить первоклассников обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи. Обучение же их решению –   это цель работы в следующих классах. 

Орфографическая зоркость, которая должна явиться результатом первого года обучения орфографии, понимание школьниками сущности главной орфографической проблемы нашего письма необходимости выбора буквы для обозначения звука – вот в чём состоит психологическая и лингвистическая подготовка учащихся к более осознанному восприятию и применению орфографических правил.

На основе учебника русского языка работа будет продолжена и углублена.

Организация работы с учебником русского языка «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

Работать по учебнику начала с конца февраля 2004 – 05 учебного года. К учебнику прилагается рабочая тетрадь на печатной основе.На 1 – 2 уроках темы «Как работают буквы?» рассматривается позиционный принцип русской графики в связи с обозначением твёрдости – мягкости согласных. На 1 уроке ученики познакомились с работой гласных букв (упражнения 108 – 115). На 2 уроке – сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных (упражнения 117 -124). Для лучшего осознания материала, использовала звуковые модели гласных. Домик гласных букв помогал нам в определении гласных звуков. Ученики поняли, что буквы гласных звуков обозначают две работы: обозначают «свой» звук и указывают на твёрдость или мягкость стоящего перед ним согласного. 

Затем приступили к изучению темы: Что значит писать правильно?

Цель: Нацелить учащихся на осознанное использование слов «правильное письмо» и сознательное отношение к своему письму.

Познакомились с понятиями «описка» и «ошибка», «опечатка». 

Ребята поняли, что «описки» так же «вредят» речи, как и ошибки, но уберечься от них легче.

Выбор заданий этой темы достаточно свободный. Уроки этой темы готовят первоклассников к итоговым проверочным работам за год. Проводится письмо диктантов с дополнительными заданиями. Опишем технологию проведения такого диктанта:

1) Орфоэпическое чтение предложения.

2) Запись предложений схематически, подчёркивание «опасных мест».

3) Запись каждого слова слоговыми дугами, предлоги – чёрточками.

4) Ставят ударение, в словах выделяют «опасные места».

5) Предложение читается ещё раз орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети вписывают нужную букву на месте «опасного» звука.

6) Под орфографическую диктовку ученики записывают предложение и отмечают «опасные места».  

7) Под повторное чтение учителя ребята проверяют свою запись.

При таком способе запись предложения под диктовку оказывается длительной, но обучающий и развивающий эффект от использования этого способа связан с тем, что ученик осознанно выполняет все операции.

18 мая 2005 г. проведён контрольный диктант.

Выполняли работу – 25 ч.

Справились с работой – 25 ч.

Тема: Что значит писать правильно.

Цель: Проверить графические умения, умение обнаруживать орфограммы: безударные гласные, парные по глухости - звонкости, правильно их обозначать.

У дома.

Это мой дом. С крыш падает частая капель. У крыльца лужа. Кот Тимка стал пить из лужи.

Задания:

  • Записать условным значком последний звук, а потом последнюю букву в словах: спать, мчались, гулять.
  • В словах умылись, маленький одной чертой подчеркнуть буквы на месте мягких согласных звуков, а двумя – буквы, которые указывают на их мягкость.

Анализ диктантов:

Без ошибок – 15 ч.

1 – 2 ошибки – 7 ч.

3 – 5 ошибок – 3 ч. 

Выводы: Первоклассники усвоили материал 1 класса, научились обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи. Главная задача 1 класса выполнена.

Во 2 классе поставила главную орфографическую задачу: научить второклассников сознательно действовать при письме.

Начали изучение темы «Главные опасности письма».

Тема: Главные опасности письма.

Как писать без ошибок?

Цели:

1. Познакомить с понятием «орфограмма».                                                                

  2. Ввести в практику письменной речи приём письма с  «окошками».               

    3. Познакомить с орфографическим словарём.                                                                        

  4. Развивать орфографическую память.

Во 2 классе ребята познакомились с орфограммами безударных и ударных гласных, орфограммами парных по глухости – звонкости согласных.

На 1 уроке темы «Когда согласным можно доверять?» ребята узнали, что непарным согласным можно доверять. С непарными согласными не возникает проблемы позиционного чередования, поэтому на их месте нет вопроса, какой буквой обозначить звук. На 2 уроке темы «Когда согласным можно доверять?» говорили о парных согласных по глухости – звонкости. Выявили их сильные позиции, в которых парные согласные не орфограммы: в положении перед гласными, непарными звонкими [л,м,н,р] и в.

Учились записывать орфографические задачи

  • Приём письма с «окошками» - это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения встретившейся орфографической задачи (ло . ка)
  •  Возможна запись орфографической «дробью»: (снеж/шки)

Отрабатывали с второклассниками эти способы записи орфографических задач сознательного осуществления сложного орфографического действия. Для его осуществления нужно выполнить несколько обязательных операций:

  • Обнаружить «опасное место»
  • Осознать те варианты письма, из которых он выбирает, т.е. поставить орфографическую задачу
  • Решение осознанной задачи.

Поэтому необычный способ записи орфографической задачи оправдан психологически и практически, несмотря на то, что родители не понимают значения данной записи. Мои ученики в таких записях больше использовали «дробь».

Познакомились с орфографическим словарём, учились работать в парах, искали слова с непроверяемыми написаниями. Орфографический словарь стал настольной книгой ребят. Они научились быстро искать нужные слова. 

В теме «Учимся писать без ошибок» вводятся памятки «Как писать без ошибок?»  Ученики по алгоритму учились писать без ошибок. Ребятам этот алгоритм очень помогал. Многие усвоили его очень быстро, однако группа ребят (4 человека) пользовались им на протяжении нескольких недель. 

При изучении темы «Орфографические задачи, которые легко решать» в требование писать с «окошками» вводится некоторое послабление. Орфограммы новые практически безопасны, их можно сразу вставлять. Родовые окончания имён существительных в И.п. и глаголов прошедшего времени проверяются при помощи местоимений он, она, оно. Буква на месте безударного [у] не «опасна». Ребята запоминают, что в названиях действий  всегда пишутся т или ть. Последняя орфограмма часто вызывала у ребят вопрос. Я обязательно хвалила их за наблюдательность и напоминала, что люди договорились в названиях действий всегда писать букву т.

Проведена контрольная работа. Использовалась новая технология проведения диктанта:

1. Знакомство с текстом.

2. Прослушивание каждого предложения с заданием: находить «опасные» для письма места.

3. Запись предложений под орфоэпическую диктовку с соблюдением требования памятки 4: знаешь – пиши, не знаешь – оставляй «окошко».

4. Проверка под орфоэпическое чтение учителя, подчёркивание орфограмм. 

Диктант.

По вечерам дома тихо, уютно. Мама проверяет школьные тетради. Она учительница. Тётя Даша шьёт. Папа работает с книгами. Я играю в куклы или рисую. Каждый занят своим делом.                         

                                                        (26 слов)                                    По В.Инбер.

Речевые задания:

1) По теме озаглавить текст.

2) Отметить предложение с основной мыслью.

Грамматические задания:

1) Разделить слово учитель на слоги.

2) Указать количество звуков и букв в слове учитель.

I.Анализ диктантов.

    1) Получены следующие оценки: «5» - 10 ч.

                                                              «4» -  12 ч.

                                                              «3» -  1 ч.

Учимся решать орфографические задачи

Способы подбора проверочных слов для слов названий предметов, действий, признаков предмета  выявлялись и осваивались последовательно.

Изучение правил о корневых безударных гласных и парных согласных отличается  от традиционного:

  • Правила о корневых безударных гласных и парных согласных рассматривались вместе – отрабатывался единый подход к решению орфографических задач: букву на месте звука в слабой позиции узнавай по сильной. Для ребят: о написании «опасного» места узнавай по «безопасному». 
  • Ученики знакомились с традиционной формулировкой «подбери однокоренное слово», познакомились с конкретными способами проверки слов разных частей речи.
  • Особо обращается внимание на способ проверки: подбери однокоренное слово. Дети иногда подбирают похожие по звучанию слова. Например, м . стерить – мост.

Анализ детских работ показывал, что ребята не всегда понимали значение проверяемого слова. Ученики моего класса с удовольствием разбирали Незнайкины ошибки по подбору проверочных слов: с . лач – сёла, пт . нчик – птицы. Пристальное внимание к значению слова – это новое, что есть в данном учебнике.

Затем познакомились с буквами звука, которого нет (радос . ный, чудес . ный). Отрабатывали тему «Звук один, а буквы две».

После изучения темы была проведена контрольная работа.

Цель: Проверить весь комплекс орфографических и пунктуационных умений второклассников при восприятии на слух.

Диктант.

Утро. Лёгкий мороз. Сад ещё весь в снегу. Я смотрю кругом. Вот на снегу цепочка свежих следов. Какой зверь проходил тут? Неужели это наш старый кот Иваныч?

Задания:

1. Озаглавить текст по теме.

2. Проверить владение понятием «проверочное слово»:

  • Если соглашаетесь с проверкой, спишите предложенное слово.
  • Если не соглашаетесь, то напишите своё слово.

М.стерить – мост, пт.нец – птица

3. Проверить владение способами проверки и умение обнаруживать орфограммы в проверочных словах, можно записать несколько способов проверки:

Л.вили - …, проб/пка - …, рез/ский - …, стриж/ш - ….

4. Исправь ошибки в предложении:

Вариант 1: Следом за нами по дорошке бижал барсик.

Вариант 2: Мы напелись чаю и пошли гулят с джеком.

Как показали результаты проверки, у учеников к концу III четверти сформировалось умение решать изученные орфографические задачи в корне слова.

Учимся решать орфографические задачи

В 3, 4 классах продолжилось обучение решению новых орфографических задач в ходе изучения основных тем русского языка: «Морфология», «Предложение»,  «Словосочетание», «Текст». Обучение решению новых орфографических задач сочеталось с тренировкой в решении уже известных, продолжилась работа по формированию орфографической зоркости, над умением пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок.

Обучение происходило по плану:   

  •  открываем новые секреты письма
  •  учимся писать правильно по алгоритму (правилу) с использованием памятки
  •  подводим первые итоги

Результаты обучения по русскому языку за курс начальной школы

Средний балл учащихся по русскому языку

2 класс                2005-06

3 класс              2006-07

4 класс 2007-08

5 класс  2008 - 09

4,2

4

4

4,3

 

Анализ успеваемости по русскому языку

 

 

2 класс        2005-06

3 класс   2006-07

4 класс 2007-08

5 класс  2008 - 09

Успеваемость

100 %

100 %

 

100 %

 

100 %

Качество знаний

88 %

 

71 %

 

71 %

 

84 %

 

Учитель русского языка Воеводина И.В. отметила на совещании при директоре «Адаптация пятиклассников. Преемственность между начальным и средним звеном» высокий уровень подготовки учащихся 5а класса. Ирина Васильевна, побывав на уроках русского языка в 4а классе, постаралась применять те же приёмы и методы в работе с классом: использование зелёной пасты при выделении орфограмм, ''орфографические пятиминутки'',   работа с карточками, выполнения разноуровневых заданий. Такая преемственность помогает более успешному формированию орфографического навыка у учащихся в среднем звене.

Литература:

1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Просвещение. 1990.

2. Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии / В.В.Виноградов – М.: Просвещение. 1990.

 

 

 

 

Категория: Методическая работа | Добавил: NATASCHA60 | Теги: обобщение опыта учителя начальных к, формирование орфографического навык
Просмотров: 5744 | Загрузок: 223 | Рейтинг: 1.0/3
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024