Классный руководитель создаёт условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
«Первый учитель – это навсегда»
Мартынюк А. –моя выпускница 2008 г.
Учитель начальных классов – это особая профессия. Мы закладываем «фундамент» дальнейшего образования и воспитания, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Для меня очень важно: «Кем станет мой ученик?» А ещё важнее: «Каким человеком он вырастет?» Современный педагог должен уметь развивать, учить и воспитывать младшего школьника. Что самое трудное для меня, как для педагога? Наверное, воспитывать. Шарль Летурно сказал: «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель». Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения. Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание.
Моя цель как воспитателя: подготовить учеников к дальнейшей жизни, научить их общаться, сопереживать. Как классный руководитель, в единстве с учебными целями, я продумываю воспитательные цели. В соответствии с программой развития класса выстраиваю свою работу. Темы классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний и совместных дел направлены на воспитание здоровой, культур ной, гармонично - развитой личности, способной к самостоятельному поиску решения проблем. Под позитивным социальным опытом следует понимать опыт, приобретенный учащимися в той или иной позитивно направленной социальной деятельности. Из педагогики мы знаем: «Воспитание осуществляется в деятельности». В воспитательной работе использую коллективную, индивидуальную, групповую формы работы. Применение наглядных, словесных, практических методов позволяет повысить эффективность и результативность воспитательной работы. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Учащиеся начальных классов очень любят игровую деятельность, поэтому и систему самоуправления назвали «Фантазия». Дети по желанию разбились на группы: Знайки, Экологи, Торопыжки, Весельчаки, Чистюльки, Тюбики, Винтики. Знайки помогают одноклассникам в учёбе. Торопыжки проводят физминутки и подвижные перемены. Весельчаки готовят поздравления именинникам. Если в 1,2 классах родители оказывают большую помощь в организации праздников, то с 3 класса у нас существует принцип: «Делаем всё сами!» Ежемесячно выбираем старосту класса, который руководит активом класса. От игры переходим к самостоятельности, готовимся к переходу в основное звено. Такая практика оправдывает себя. С помощью социометрии, проведённой психологом, выявляем лидеров. Впоследствии мои ученики талантливо работают в органах самоуправления школы, вузов.
Стараюсь воспитывать у учащихся умение сопереживать, милосердие. Осенью 2009 г. учащиеся нашей школы приняли участие в сборе средств на операцию Юле, выпускнице Найстенъярвской школы Республики Карелия. Родителями моего класса были собраны денежные средства. С какой радостью ребята читали сообщение о том, что Юле сделали операцию, и она будет жить. Незабываемая встреча с воспитанниками Дошкольного детского дома весной 2011 г. Его воспитанники – дети с ограниченными умственными и физическими возможностями. Для третьеклассников это было новым опытом. Я заранее подготовила их к этой встрече, просила быть терпеливыми, внимательными. Малышам хотелось потрогать, погладить своих гостей, поиграть с ними. Ребята подготовили концерт для малышей. Как талантливо и воодушевлённо выступали мои ученики! Они долго расспрашивали меня об этих ребятах. Я сказала им, что у воспитанников много игрушек, их хорошо кормят, одевают, но им нужно простое человеческое общение со сверстниками. Третьеклассники не плакали, хотя видно было, что очень растроганы, они молча о чём – то думали.
Ежегодно участвуем в межрегиональномом проекте «Ладога – Байкал» (Благотворительный фонд «Куркиёки»). В рамках проекта в День Земли дарим нашей планете свою заботу о ней, убираем побережье Ладоги, реки Аурайоки, очищаем реку от различного мусора, расклеиваем плакаты о бережном отношении к природе. В октябре 2009 г. Благотворительным фондом «Куркиёки» был объявлен конкурс сочинений «Мечта в моём городе». В нём приняли участие 10 учащихся. Каждый выразил свою мечту о будущем города Лахденпохья. Ребята предложили свою помощь в благоустройстве родного города. Сочинения опубликовали в вестнике Благотворительного фонда социальных инициатив «Куркиёки» «Журавлиный клич». Все пожелания ребят вручили Главе местного самоуправления. Скоро в Лахденпохья достроят спортивный комплекс. Одна детская мечта сбудется. В «Маленьком принце» А. де Сент – Экзюпери герой говорит: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Стараюсь объяснить ребятам, чтобы наш город был чище, красивее, зависит именно от каждого из нас. Прибери и благоустрой территорию около своего дома. Мои ученики, живущие в домах 7а, 7б по улице Ленина, совместно с родителями благоустроили территорию, разбили клумбы, посадили цветы, ухаживают за ними. Убеждена: воспитывают не слова, а поступки. Ребята любят мечтать, кем они станут, когда вырастут. Районный профориентационный конкурс детского рисунка «Век живи – век учись!» показал, как разнообразны познания детей класса о профессиях. Дети получили грамоты и ценные подарки от Главы района.
В Федеральных государственных стандартах II поколения на первое место ставится воспитание патриота. Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желание быть полезными Родине. С 1 класса знакомлю ребят с государственной символикой. Ежегодно участвуем в Вахтах Памяти. В январе 2010 г. к 65 – летию прорыва блокады Ленинграда была организована интересная встреча с Юлией Михайловной Козловой – жительницей блокадного Ленинграда. Ребята не только узнали о тяготах и лишениях, которые перенесли жители блокадного Ленинграда, но и испытали чувство сострадания к перенёсшим эти тяготы, решив оказывать посильную помощь жите лям блокадного Ленинграда, которые живут в нашем городе.
К 65 – летию Победы в феврале 2010 г. в школе проводился смотр военно – патриотической песни. Приняли участие в Районном фестивале патриотической песни «Помнит сердце». Получили Диплом участника в номинации «Хоровое исполнение». К Дню защитника Отечества ребята подготовили работы на школьную выставку «Наши защитники», поместив фотографии пап во время их службы в армии, а также сочинения о защитниках Отечества. С какой гордостью дети показывали всем фотографии своих пап! В школе ежегодно проходит акция «Посылка солдату – выпускнику школы». Учащиеся класса отправили посылку и написали письма Егорову Сергею Валерьевичу, который служил в Бологое – 4 в/ч 03394. Вернувшись из Армии, Сергей пришёл в класс к ребятам и рассказал о солдатской службе. В 2011 году послали посылку Нечаеву Виктору, который служил в Манчегорске – 12877. Витя написал письмо, которое произвело очень большое впечатление на ребят. Такие встречи, письма воспитывают лучше всяких слов, повышая престиж Российской армии. Команда класса заняла II место в военно-спортивной игре "Зарница" в 2011 г. При подготовке к «Зарнице» ребята узнали о великих полководцах России, готовились к смотру строя и песни, учились перевязывать «раненого». Эти умения обязательно пригодятся им в будущей жизни.
Считаю важным воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям. В апреле 2011 года Лахденпохская средняя школа отмечала 70 – летний юбилей. Мои ученики приняли активное участие в подготовке к юбилею школы. Так как многие родители - выпускники нашей школы, мы создали рукописную книгу «Родители 3а – выпускники Лахденпохской средней школы». Этот совместный труд родителей и учеников позволил ребятам лучше узнать своих родителей. Я стремлюсь к тому, чтобы родители были не пассивными наблюдателями, а наоборот – активными участниками воспитательного и образовательного процесса. С 1 класса приглашаю родителей на открытые уроки, праздники. Это способствует взаимопониманию между родителями и учениками.
«Учитель, воспитай ученика!» Я думаю, об этом мечтает каждый педагог. Мне повезло: 4 моих бывших ученицы закончили педагогические вузы и 5 являются студентами. Моя выпускница Фатеева Т.Г. работает учителем музыки в нашей школе. Значит, жизнь моя педагогическая прожита не зря, если в ком – то мне удалось зажечь искорку педагогического тепла.
Тесное сотрудничество с Центром детского творчества, Благотворительным фондом «Куркиёки», Администрацией городского поселения, Администрацией Лахденпохского муниципального района, Советом ветеранов, предприятиями Лахденпохья позволяет создать необходимые условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Воспитывают не только на классных часах, различных мероприятиях, воспитывать – это значит «проживать» вместе с ребятами их радости и горести. Главный результат моей работы – ребята научились сопереживать, помогать друг другу и планете, заботиться о своём городе, школе, семье. «Воспитание – великое дело, им решается участь человека» В.Г.Белинский
|