"Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими" Константин Кушнер
В течение ряда лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью в начальной школе. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.
Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Работая по методической системе «Создание условий для раскрытия способностей учащихся начальных классов», считаю, что главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое – то, что характерно для одарённых детей. Поэтому с учениками класса стала активно заниматься проектно-исследовательской деятельностью.
Наметила следующие этапы реализации работы над темой самообразования:
1. Повышение профессиональной квалификации, изучение методической литературы
2. Практические занятия с учащимися, готовящие к проектно – исследовательской деятельности.
3. Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность: cоздание проектов.
4. Обобщение и распространение педагогического опыта.
1) Пройдена специальная курсовая подготовка по теме «Проектно – исследовательская деятельность школьников на основе ИКТ». Изучив методическую литературу, приступила к практическим занятиям с ребятами.
2) Разбив ребят на группы, выдала карточки с этапами и темами проекта. После этого объявила, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Каждая группа выбирает тему проекта и находит информацию по теме. Обговариваем способы получения информации:
- спросить у взрослых,
- сходить в библиотеку,
- найти в интернете.
Собранную информацию необходимо оформить и представить одноклассникам.
Провела с ребятами геокешинг «Улицы города рассказывают». К каждой группе прикрепили старшеклассника. Подобная форма работы очень понравилась младшим школьникам. Так, в игровой форме ученики поняли, что любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
- выбор темы,
- постановка цели и задач,
- гипотеза исследования,
- организация исследования,
- подготовка к защите и защита работы,
- рефлексия.
3) В начальной школе различают виды учебных исследований по деятельности, по теме, по продолжительности, по количеству учащихся. При планировании работы по каждому проекту я указывала вид проекта.
В 2008 году учащиеся работали в творческих группах над проектом «Сказка Лахденпохского леса». Проект имел социально – практическую направленность. Ребята познакомились с глубокой переработкой леса, экономичным использованием древесины, восстановлением вырубленных участков леса. 5.11.2008г. группа учащихся выступила на районной конференции «Шаг в будущее».
На протяжении 2009 - 2011 гг. принимали активное участие в конкурсах Благотворительного фонда социальных инициатив «Куркиёки»:
в 2010 г.- «Дети воздуха – вестники радости», посвященный охране и изучению птиц, изготовлению скворечников,
в 2011 году - «Рыбы Ладоги и Байкала». Командой выполнено панно сказочной рыбы, проведены экологические акции по благоустройству и очистке реки Аурайоки.
Проект «Куда ушли динозавры?» являлся как информационным, так и творческим. Использовали анкетирование учащихся первых, четвёртых классов. Выступали перед первоклассниками.
В 2011 г. работали над проектом «Служебные собаки». Ученики встретились с сотрудниками центра кинологической службы Карельской таможни. Ребята узнали о том, как готовят собак к работе на таможне. Были проведены показательные выступления собак, которые продемонстрировали свои умения в поиске наркотиков и взрывчатки. Некоторые ребята решили выбрать профессию кинолога.
В рамках коллективных проектов организую работу над индивидуальным проектом. Проекты «Птицы – лучшие летуны» Пархоменко В. и «Динозавры» Душкевич А. опубликованы на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Девочки награждены Дипломами фестиваля. В 2012 г. Душкевич А. заняла I место в школьной научно – исследовательской конференции «Я познаю мир».
Из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности делаю вывод: в первом классе наличие у учащихся только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
4) Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях, вооружает универсальными учебными действиями.
Опубликовано на сайте:
Презентация проекта "Мы - пешеходы"
Учащиеся 1 "в" класса выяснили, легко ли в Лахденпохья быть пешеходом. Свой отчёт оформили в виде презентации.
Проект учащихся 1 "в" класса "Мы - пешеходы". Защита проекта
Представлена защита проекта "Мы - пешеходы" на районном этапе олимпиады школьников "Первые шаги". Луканин Э., Павлов А., Кириченко М. рассказали, как они работали над проектом.
Проект "Мы - пешеходы" 1"в" класс План работы
Проект "Мы - пешеходы" учащихся 1 "в" класса. В процессе работы над проектом ребята узнавали, легко ли в Лахденпохья быть пешеходом. Изучили дорожные знаки, встретились с сотрудниками ДПС. Выступили с агитбригадой перед учащимися своей школы. сделали выводы и предложения, как поступать пешеходам.
Проект "Мы живём на улице Аркадия Маркова"
Проект представляет исследование учениц, живущих на улице поэта - земляка Аркадия Маркова. Биография поэта, потерявшего зрение на войне, заинтересовала маленьких жительниц улицы знаменитого земляка. Девочки познакомились с биографией поэта, с его стихами, посвящёнными детям. Лиза живёт в доме, в котором когда - то был детский сад и рядом квартирка заведующей - супруги А.Маркова. Интересно девочки провели экскурсию по своей улице, познакомив с её достопримечательностями. В работе над проектом маленьким исследователям помогали их родители.
Проект "Динозавры" Душкевич А. ПРЕЗЕНТАЦИЯ, РЕФЕРАТ
Миллионы лет назад на Земле существовали гигантские наземные позвоночные животные. Я познакомилась с динозаврами на уроках окружающего мира. Меня удивили и поразили эти животные. Мне захотелось узнать, кто такие динозавры, каких размеров они были, почему исчезли. В работе описаны различные виды динозавров. Выдвинуты гипотезы о причинах вымирания динозавров.
Проект "Служебные собаки на таможне" ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Проект " Служебные собаки на таможне" содержит ПРЕЗЕНТАЦИЮ и защиту проекта на районной научно - исследовательской конференции "Первые шаги". Автор проекта - Душкевич Александра, ученица 4 "а" класса. Папа Александры - Душкевич И.Н. - кинолог Карельской таможни. Опытом работы он поделился со всеми учениками класса, проведя вместе с коллегами показательные выступления со служебными собаками в Лахденпохской школе. Саша для защиты проекта сочинила стихи.
Проект "Спасибо прадеду за Победу!" Прохоровой Алисы
Проект "Спасибо прадеду за Победу!" посвящён 70 - летию Великой Победы. Прадедушка Прохоровой Алисы - Васильев Василий Андреевич воевал в партизанском отряде "Боевой клич" на территории Карелии. Алиса узнала об особенностях партизанского движения на территории Карелии. Презентация содержит фотографии из государственного Архива КАССР.